Позвонить в клинику Династия+7 (812) 407-20-75 Позвоните нам
Личный кабинет Поиск по сайту

Этот текст проверен нашим врачом-экспертом

Дата публикации: 28 октября 2025
9 минут чтения

Чем болеют герои мировой литературы

Текст подготовлен в соавторстве: с врачом общей практики, Галиной Сергеевной Беляевой, с врачом-психиатром, Наталией Игоревной Алимовой

Осень и зима - кто-то будто нарочно выдумал это время для того, чтобы каждый желающий смог окунуться в мир книг, таинственных сказок, драм, комедий, мягкого уюта от шуршащих страниц и ощущения того, что непогода там, далеко, за окном.

Но наши любимые герои тоже люди. Они страдают, радуются, болеют и выздоравливают, в общем, ведут вполне обычную жизнь. Там, на страницах книг описаны болезни, которые буквально сто лет назад могли бы стать для человека приговором. Но как обстоят дела сейчас? Врачи "Династии" попробовали поставить диагноз пяти "пациентам" из мировой классической литературы и вообразить, как их история могла бы повернуться, если бы они жили в наше время.

Мастер и цена покоя

"...А затем, представьте себе, наступила третья стадия страха... Мне казалось, в особенности когда я засыпал, что какой-то очень гибкий и холодный спрут своими щупальцами подбирается непосредственно и прямо к моему сердцу. И спать мне пришлось с огнем..."

Любить книги Михаила Булгакова можно за многое: за мастерство, с которым он описывает быт и нравы своего времени, за великолепные и реалистичные диалоги, за широту стилистической палитры. Но есть еще один момент его творчества, о котором знают не все. Булгаков, врач по профессии, великолепно и очень узнаваемо описывает болезни своих героев. Так, словами Мастера из знаменитого романа автор рисует классический пример того, как острая психотравма бьет по уязвимому месту героя - гиперчувствительности, ранимости, склонности к саморефлексии.

Тогда начинается не просто хандра, а полноценный депрессивный эпизод, который быстро осложняется психотическими симптомами: мир воспринимается героем не просто враждебным, а наполненным целой системой, преследующей его. Для психиатра момент сожжения рукописи о Пилате является еще более пугающим - с точки зрения современной психиатрии, это суицидальный акт в форме уничтожения части себя, иллюстрация тяжести состояния, для помощи в котором требуется срочная госпитализация. Так что уход Мастера в клинику Стравинского - это, в некотором смысле, позитивный момент, который свидетельствует о критике героя к собственному состоянию.

Философский замысел Булгакова о цене творчества здесь обретает новое, очень конкретное измерение: покой для Мастера - это не награда, а облегчение, прекращение острой душевной боли и выход из острого состояния. К слову, современная медицина позволяет подобрать эффективное лечение даже в таком сложном случае. Например, психотерапию, когнитивные техники и медикаментозную помощь. Хочется верить, что живи Мастер в нашем мире, он смог бы постепенно и безопасно вернуть контроль над своими мыслями в месте, где бы его приняли, обрести чувство безопасности и облегчения, не борясь с внутренним страхом в одиночку.

Сила заботы

"...Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления как праздника. Раз я слышал, как она за дверью шепталась с моим доктором, и потом вошла ко мне с заплаканными глазами, - это плохой знак, - но я был растроган, и у меня стало на душе необыкновенно легко..."

В этом коротком, почти незаметном эпизоде "Рассказа неизвестного человека" Чехов буквально показывает важный аспект реабилитации после болезней: поддержку со стороны близких людей. Безымянный герой оказывается в чужой стране, стесненный обстоятельствами, и единственное, что его утешает: присутствие его соотечественницы Зинаиды Федоровны.

Современная медицина подтверждает важность этого эффекта: эмоциональная поддержка от близкого действительно может положительно влиять на восстановление после некоторых болезней. Впрочем, в наше время это сочетается с современным лечением: правильным режимом отдыха, поддержкой и поддержкой врача, который даже может приехать на дом к пациенту.

Юг и снег

"...Боты обледенели, идти было скользко, и Салли Кэррол, раскинув руки, упиралась в стены... Потом сразу погас свет и настала кромешная темнота. Она коротко вскрикнула и, обмирая от страха, споткнулась о какой-то бугорок..."

Салли Кэролл, героиня замечательного рассказа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда "Ледяной дворец" - южанка, девушка, которая выросла в солнечных краях, но, вслед за любимым приезжает на суровый американский север. Здесь, в незнакомом месте, вдали от привычного окружения, девушка переживает постепенно нарастающую по выраженности депрессивную симптоматику. Писатель замечательно выразил постепенное снижение настроения героини и тоску по дому, потерю интереса ко всему происходящему и острое чувство отчуждения.

Это состояние сопровождает усиливающаяся тревога и постоянное предчувствие катастрофы, которое Фицджеральд мастерски подводит к апогею в самом ярком эпизоде рассказа - моменте, когда девушка оказывается наедине с кромешной темнотой и холодом, олицетворяющими Север. Салли переживает самую настоящую паническую атаку с соматическими симптомами - сердце "выскакивает" из груди, ей нечем дышать, тело бьет дрожь.

Впрочем, состояние девушки в этой сцене - не конкретный диагноз, а только острая реакция на стресс, ставшая кульминацией ее внутренней драмы. Фицджеральд удивительно точно показал, как внешний холод может стать метафорой внутреннего оцепенения, в которое погружает человека тревожная депрессия.

К счастью, сегодня медицина в состоянии не только поставить точный диагноз, но и предложить адекватное лечение, даже если эпизоды паники случаются нечасто, как, например, у Салли. С помощью психотерапии, дыхательных техник и поддержки специалистов человек может научиться управлять своими страхами, а ситуация, которая казалась смертельно опасной, становится контролируемой.

Москва газетная и болеющая

"...В этот год свирепствовали в Москве заразные болезни, особенно на окраинах и по трущобам. В ночлежках и притонах Хитровки и Аржановки то и дело заболевали то брюшным, то сыпным тифом, скарлатиной и рожей ... На одном из расследований на Хитровке, в доме Ярошенко, в квартире, где жили подшибалы, работавшие у В.Н. Бестужева, я заразился рожей..."

Больше века назад замечательный русский писатель и журналист Владимир Гиляровский в подборке своих заметок "Москва газетная" нарисовал картину города, охваченного инфекциями: улицы, трущобы и ночлежки становятся местами, где смертельные болезни распространяются быстро и безжалостно. Описанное автором место - знаменитейший на всю Москву рынок на Хитровой площади был буквально "городом в городе": ремесленники, зазывалы и мошенники всех мастей жили и работали на маленьком пространстве. Конечно же, если кто-то заболевал, болезнь передавалась быстро... Для жителей начала двадцатого века это часто было настоящим приговором: лекарства, вакцины и санитарные нормы отсутствовали, а простая инфекция могла стать смертельной.

К счастью, сегодня всё иначе: современная медицина победила многие из этих болезней. Антибиотики, профилактика, вакцинация, санитарные стандарты и доступность медицинской помощи сделали эпидемии редкостью. Истории людей, описанные Гиляровским, в наше время заканчиваются выздоровлением, а не трагедией.

Страдания нравственные и физические

"...Чичиков ничего обо всем этом не знал совершенно. Как нарочно, в то время он получил легкую простуду - флюс и небольшое воспаление в горле, в раздаче которых чрезвычайно щедр климат многих наших губернских городов. Чтобы не прекратилась, Боже сохрани, как-нибудь жизнь без потомков, он решился лучше посидеть денька три в комнате. В продолжение сих дней он полоскал беспрестанно горло молоком с фигой, которую потом съедал, и носил привязанную к щеке подушечку из ромашки и камфоры..."

Конечно, вы узнали отрывок из знаменитых "Мертвых душ" Николая Гоголя, где он в своей цветастой и наполненной язвительным юмором манере описывает нравы его времени и выводит один из своих бессмертных типажей - бывшего чиновника, а ныне прохвоста и мошенника, Павла Ивановича Чичикова. Гоголь рисует картину обычной даже в то время болезни, но делает это совершенно неподражаемо, с описанием "дедовских" методов лечения вирусных заболеваний. Нам думается, что помогало это лечение господину Чичикову скорее психологически.

Сегодня простуда - это, говоря по-гоголевски, совсем другая поэма. Врачи предлагают проверенные способы лечения: полоскание антисептическими растворами, противовоспалительные средства, а при необходимости - антибиотики. То, что раньше было испытанием с неизвестным результатом, сегодня становится управляемым процессом - Чичиков мог бы почувствовать облегчение за считанные дни, без бесконечных полосканий и компрессов. Правда, облегчение только физическое от нравственных страданий его не уберегла бы даже современная медицина.

Итак, диагнозы поставлены, и наше маленькое литературное путешествие подходит к концу. Этой осенью врачи "Династии" желают вам здоровья и, конечно, много новых книг для чтения вместе с родными и близкими!