С какими запросами работает логопед-дефектолог?
- Нарушения звукопроизношения (дислалия). Неправильное произношение звуков (пропуски, замены, искажения). Например, картавость (Р), шепелявость (С, З, Ц), замена звуков (К на Т).
- Фонетико-фонематические нарушения (ФФН). Недоразвитие фонематического слуха (различение звуков речи) и связанные с этим трудности звукопроизношения, анализа и синтеза звукового состава слова.
- Общее недоразвитие речи (ОНР). Комплексное нарушение, при котором страдают все компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематический слух, словарный запас, грамматический строй, связная речь. Имеет разные уровни тяжести.
- Дизартрия. Нарушение произносительной стороны речи из-за недостаточной иннервации речевого аппарата (поражение ЦНС). Речь «смазанная», невнятная, голос и дыхание могут быть нарушены. Часто при ДЦП.
- Алалия. Системное недоразвитие речи (или ее полное отсутствие) из-за органического поражения речевых зон коры головного мозга в доречевой период. Моторная (трудности говорения), сенсорная (трудности понимания) или смешанная.
- Ринолалия. Нарушение тембра голоса и звукопроизношения из-за анатомических дефектов речевого аппарата (расщелины нёба, укорочение мягкого нёба). Речь гнусавая.
- Нарушения голоса (дисфония, афония). Расстройства голосообразования: охриплость, осиплость, слабость, потеря голоса. Причины: перенапряжение, узелки, парезы гортани, психогенные факторы.
- Нарушения темпа и ритма речи (брадилалия, тахилалия, баттаризм). Брадилалия - патологически замедленная речь. Тахилалия - патологически ускоренная речь. Баттаризм - крайне невнятная, скомканная речь при ускоренном темпе.
- Дислексия. Стойкие специфические трудности с овладением навыком чтения (не узнают буквы, путают, искажают слова, не понимают прочитанное) при сохранном интеллекте и условиях обучения.
- Дисграфия. Стойкие специфические ошибки письма (пропуски, замены букв, слитное написание слов, аграмматизмы), не связанные с незнанием правил орфографии.
- Задержка речевого развития (ЗРР). Более медленные темпы овладения речевыми навыками по сравнению с возрастной нормой у детей раннего и дошкольного возраста. Может быть предвестником ОНР или ФФН.
- Расстройства речевой коммуникации при РАС (расстройствах аутистического спектра). Эхолалия (повторение чужих слов), своеобразная интонация, трудности понимания обращенной речи, использование речи не для коммуникации, мутизм (отказ от речи). Требуется специфический подход.
- Нарушения речи при интеллектуальной недостаточности (УО): Системное недоразвитие речи во всех ее компонентах (звукопроизношение, словарь, грамматика, связная речь), тесно связанное с уровнем интеллектуального развития.
- Нарушения речи при ДЦП. Чаще всего дизартрия разной степени тяжести, реже алалия. Сопровождаются нарушениями дыхания, голоса, моторики.
Как можно заметить из описания патологий, зачастую нарушения речи и письма являются следствием других заболеваний. В основном логопед для взрослых встречает в практике патологические процессы нервной системы и анатомические дефекты.
Поэтому для успешной терапии логопед-дефектолог сотрудничает со смежными специалистами. С ним в команде работают нейропсихологи, неврологи, психиатры, психотерапевты, и представители других необходимых в каждом конкретном случае специальностей. Это помогает провести комплексную терапию для достижения стойкого результата.
Как проходят занятия?
Стандартный сеанс длится от 30 до 50 минут. При необходимости возможно проведение дополнительных консультаций с представителями смежных специальностей.
Первым этапом работы является диагностика. Прежде всего собирается анамнез. Клиент отвечает на вопросы о развитии его речи в разные периоды жизни. Также уточняются моменты, которые могли повлиять на изменения в звукопроизношении, четкости речи и так далее. Бывает и такое, что пациент уверен наверняка в своих речевых нарушениях. А на деле оказывается, что у него все в порядке. И наоборот, патология обнаруживается случайно. Поэтому так важно посетить специалиста в любом возрасте для проведения диагностики.
После сбора анамнеза пациент читает предложенный текст. В это время логопед-дефектолог внимательно слушает читающего и наблюдает за ним. Это позволяет заметить интересующие дефекты: произношение, темп и плавность речи, интонационную окраску. После прочтения начинается осмотр полости рта, оценивается прикус и анатомические особенности языка.
В итоге пациент получает подробное и четкое описание того, что нарушено и над чем необходимо работать. Составляется совместно разработанный план действий. Устанавливается определенное количество сеансов и форма оценки результата.
В случаях, когда нет возможности дать клиенту абсолютную гарантию полного выздоровления, врач заранее предупреждает человека об этом. Если план лечения утвержден и стороны договорились о терапии, наступает первое занятие. Сразу начинается работа над постановкой звуков, правильным дыханием. На этом же занятии возможно проведение логопедического массажа. Далее занятия проходят в соответствии с утвержденным планом.
Важно! Пропуски занятий недопустимы. Это может повлиять на результат терапии. В работе над речью важна системность.