Дислексия и дисграфия - это нарушения, связанные с процессом обучения при письме, речи и чтении. Такие особенности могут быть выражены в разной степени, как у детей, так и у взрослых.

Причины таких нарушений могут быть разнообразны. Выделяют:

  • Неврологические расстройства.
  • Зрительные и слуховые нарушения.
  • Нарушение отдельных функций мозга (межполушарные взаимодействия).
  • Психологическая незрелость.

Большое влияние на формирование "сбоев" в головном мозге оказывают стрессы, травмы, токсикозы матери во время беременности, гипоксия плода, алкогольная или медикаментозная интоксикация плода, тяжёлые роды. Показано влияние черепно-мозговых травм, нейроинфекций, детских инфекций (корь, краснуха).

Вероятность возникновения дислексии и дисграфии увеличивается у детей:

  • При переучивании на праворукость.
  • В двуязычных семьях.
  • При общим недоразвитии речи.
  • При наличии диагноза СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность), ЗРР (задержка речевого развития).

Признаки дисграфии и дислексии

Считается, что при формировании дислексии у детей возникают следующие особенности:

  • Путает похожие по звучанию (С-З, Ж-Ш) или по начертанию (П-Т) звуки.
  • Медленное, напряжённое чтение с большим количеством ошибок.
  • Замены слов другими словами, похожими по написанию.
  • Перестановка букв и слогов при чтении.
  • Замена падежей.
  • Нет понимания смысла прочитанного.

Если вы замечаете перечисленные особенности у своего ребёнка, рекомендуется обратиться к логопеду для предупреждения и устранения проблем в школе, связанных дисграфией.

Среди устойчивых ошибок в чтении и письме в школе, у детей с подобными нарушениями выделяют:

  • пропуск слогов;
  • недописывание слов;
  • лишние буквы в словах;
  • замена букв;
  • зеркальное письмо и другие.

В школе такие дети часто не ставят точку, не видят поля, неправильно переносят слова, соединяют слова. Характерны "прыгающий" почерк, проблемы с пересказом.

У взрослых проблема дислексии и дисграфии выражается в:

  • трудностях при восприятии звуковой и письменной информации;
  • плохой памяти;
  • плохом произношение;
  • проблемах с планированием времени.